Психолог в ДОУ

Что делает психолог в детском саду?

         Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов?


Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.


Детский психолог — специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.


Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.


Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)


Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.

          Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях. 

Задачи
•    Выявление причин нарушений эмоционально — личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования.
•    Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ.
•    Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана
•    Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации.
•    Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития.
•    Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации.
•    Оказание консультативной помощи родителям и педагогам.
•    Повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка.

        Психология в образовательном учреждении имеет 3 направления:

-работа с детьми;

-работа с родителями;

-работа с коллективом.

Каждое из этих направлений состоит из психодиагностики, психокоррекции и психопрофилактики.

Что же делает психолог в ДОУ?

Возрастная группа

Что делает психолог?

II  группа раннего возраста

(1,5 — 3 года)

•    сопровождение процесса адаптации, наблюдения за психоэмоциональным состоянием ребенка

•    ведение листа адаптации совместно с воспитателем группы и медсестрой

•    игры с детьми, беседы, упражнения для снятия психоэмоционального напряжения

•    консультации с родителями по вопросам адаптации ребенка

•    консультации с педагогами группы по нормализации адаптационного периода

 младшая группа

(3 — 4 года)

•    индивидуальная диагностика уровня развития ребенка (по наблюдениям, запросу педагогов и родителей). Проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии

•    индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики, рекомендации по развитию ребенка.

•    консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком

средняя группа

(4 — 5 лет)

•    индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей.

•    индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.

•    консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком

•    индивидуальная диагностика уровня развития ребенка по запросу логопеда для ПМПК

старшая группа

(5 — 6 лет)

•    индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей.

•    индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.

подготовительная группа

(6 — 7 лет)

•    групповая диагностика уровня развития предпосылок к учебной деятельности

•    индивидуальная углубленная диагностика уровня развития ребенка (в случае, если ребенок в групповом режиме показал недостаточные результаты).

•    индивидуальные консультации с родителями по итогам диагностики.

•    консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком

•    развивающие занятия с детьми по подготовке к школе

•    итоговая диагностика готовности к школе детей

Использованная литература:

  1. Андреева А. Программа работы психолога в ДДУ

  2. Прохорова Г. Перспективное планирование работы психолога ДОУ

  3. Рогов Е. Настольная книга практического психолога в образовании