Коррекционно-развивающие программы педагога-психолога в ДОУ

1.Программа: «Социально-психологическая, коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста».

Старшие дошкольники, по 30 минут каждое занятие, 20 занятий, частота встреч-2 раза в неделю (разделены на 5 блоков).

Блок 1.

Снятие состояния эмоционального дискомфорта.

Развитие социальных эмоций.

Блок 2.

Коррекция тревожностей.

Формирование социального доверия.

Блок 3.

Гармонизация противоречивости личности.

Формирование адекватной самооценки у детей.

Блок 4.

Коррекция зависимости от окружающих.  

Обучение умению самостоятельно решать проблемы.

Блок 5.

Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками.

Развитие навыков общения.

Цель: помочь детям старшего дошкольного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их познавательному и эмоциональному самочувствию, общению со сверстниками.

Задачи по блокам:

  • Снизить эмоциональное напряжение, создать положительное настроение и атмосферу принятия каждого, развить способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое, обучить приемам ауторелаксации.

  • Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов, уменьшить тревожность, воспитать уверенность в себе, снизить эмоциональное напряжение.

  • Корректировать поведение с помощью ролевых игр, учить распознавать эмоции по внешним сигналам, формировать моральные представления, снять эмоциональное напряжение, тренировать психомоторные функции.

  • Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком; прививать новые формы поведения; учить самостоятельно принимать верные решения; учить навыкам самораслабления.

  • Корректировать поведение с помощью ролевых игр, формировать адекватные формы поведения, учить осознавать свое поведение, работать над выразительностью движений, регулировать поведение в коллективе.


2. Программа: «Ребята, давайте жить дружно!».

  • Дети средней группы.10 занятий. Частота встреч -1раз в неделю. 20-25 минут.

    Цель: Обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в детском

    саду, продвинуть вперед психическое и личностное развитие ребенка.

    Задачи:

    -Развить чувство принадлежности к группе, дать возможность ощутить себя частью группы.

    — Дать ребенку возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе человеком.

    — Создать условия для удовлетворения потребности в признании образа самого себя.

    — Развить коммуникативные навыки детей, умение согласовывать действия.

    — Снятие психоэмоционального напряжения.

    — Формировать позитивное отношение к своему «я».

    — Научить детей чувствовать, ощущать близость и тепло другого человека.

    — Развить ориентацию на позитивную оценку сверстников.


    3.Программа: «Психогимнастика в детском саду» Е.А. Алябьева.

    Организация психогимнастики для детей с нормой развития и «пограничными нарушениями».

    Дети второй младшей группы. 20 занятий. Частота встреч -1 раз в неделю. 20-25 минут.

    Цель курса психогимнастики:

    1.Обучение детей выразительным движениям.

    2.Тренаж узнавания эмоций по внешним сигналам.

    3.Формирование у детей моральных представлений.

    4.Коррекция поведения с помощью ролевых игр.

    5.Снятие эмоционального напряжения.

    6.Обучение ауторелаксации.


4Программа: «Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста».

 Старший дошкольный возраст. Частота встреч -2 раз в неделю. 25-30 минут.

В нее включены 3 цикла игр, которые направлены на развитие коммуникативных навыков детей.

Первый цикл – включает в себя игры, основная цель которых – сплочение группы детей, повышение активности, самоценности ребенка (состоит из 4 занятий).

Второй цикл – включает в себя игры, основная цель которых – помочь ребенку осознать собственные чувства, переживания и освоить новые эффективные социально приемлемые стратегии поведения (состоит из 5 занятий).

Третий цикл – включает в себя игры на межличностные взаимодействия через овладение способами установления отношений с другими детьми. Данный цикл состоит из 7 занятий.

Основная цель программы заключается в формировании коммуникативных навыков.

Задачи программы.

  1. Развитие социальной направленности детей и восприятие сверстника на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия.

  2. Развитие делового сотрудничества и общих игровых интересов.

  3. Формирование способности ребёнка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой комнате.

  4. Развитие у ребёнка способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства (визуальные, эмоционально-мимические, пантомимические, жестовые, словесные).

  5. Развитие способности отражать коммуникативное содержание (отношения между людьми) в речи, играх.

  6. Умение актуализировать в общении содержание собственного эмоционального, бытового, игрового, познавательного и межличностного опыта.


5.Программа: «Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста». А.А Осипова.

Дети старшего дошкольного возраста.

Объем программы рассчитан на 20 занятий, при частоте встреч –

2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 25-30 минут. Возможна как групповая, так и индивидуальная форма работы с детьми.

Цель программы: развитие свойств внимания (устойчивость, переключение, распределение, объем, концентрация).

Задачи:

1.Развитие сенсорного внимания.

2.Развитие слухового внимания.

3.Развитие моторно-двигательного внимания.

4.Повышение познавательного интереса.


6.Программа: «Коррекционно- развивающие занятия по подготовке детей к школе». Ю.В. Останкова.

Дети подготовительной к школе группы.

Объем программы рассчитан на 30 занятий при частоте встреч -2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 30-35 минут. Возможна как групповая, так и индивидуальная форма работы

Структура развивающих занятий.

1.Интеллектуально- развивающие игры и упражнения.

Цель: Развитие памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия.

2.Дыхательно- координационные упражнения.

Цель: Активизация и энергетизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.

3.Графические диктанты направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики пальцев.

4. Пальчиковая гимнастика способствует развитию психических функций (внимания, памяти, мышления, речи) а также подвижности и гибкости кистей рук.


7. Программа: «Лесная школа» М.А. Панфилова (коррекционные сказки).

Дети подготовительной к школе группы.

Объем программы рассчитан на 30 занятий при частоте встреч -2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 30-35 минут.

Цели:

1.Ввести ребенка в школьную жизнь через сказку.

2.Помочь ребенку выстроить модель возможных отношений с учителем.

3.Опробовать в безопасной форме разные варианты поведения в значимых для детей ситуациях общения.

Задачи:

1.Формирование положительного отношения к ДОУ.

2.Тренировка положительной школьной учебной мотивации.

3.Предупреждение и снятие страха перед школой.

4.Создание у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции «школьника».


 

8.Программа:«Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»

И.Л.Арцишевская.

Дети старшего дошкольного возраста.

Групповые занятия можно проводить как в первой, так и во второй половине дня. Продолжительность занятия — 30 минут. Частота встреч- 2 раза в неделю.

Каждое из коррекционных занятий включает в себя игры на развитие внимания, контроля за импульсивностью и управление двигательной активностью, психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения

Задачи:

1.Развитие произвольности и самоконтроля.

2.Развитие наблюдательности, внимания, воображения.

3.Развитие эмоционально выразительных движений.

4.Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

5.Снятие психоэмоционального напряжения.

6.Развитие групповой сплоченности и доверия детей друг другу.


9. Программа: «Работа психолога с застенчивыми детьми» Л.И. Катаева.

Дети старшего дошкольного возраста.

Групповые занятия можно проводить как в первой, так и во второй половине дня. Продолжительность занятия — 30 минут.

Частота встреч- 2 раза в неделю.

Задачи:

1.Преодолеть застенчивость, замкнутость, скованность, нерешительность, двигательно раскрепоститься.

2.Развить язык жестов, мимику и пантомимику, понять что, кроме речевых, существуют и другие средства общения.

3.Познакомить с эмоциями человека, осознать собственные эмоции, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развивать умение адекватно выражать свои эмоции.

4.Развивать навыки совместной деятельности, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.


10.Программа: «Ребята и зверята» Кряжева Н.Л.Орел В.Е.Рыжкова З.Л.


11.Программа: «Сказочная шкатулка» Костина Л.М.

Коррекция тревожности методом директивной игровой терапии.

Дети старшего дошкольного возраста, занятий 10, 30 минут, 2 раза в неделю.

Основная цель: коррекция трудностей в адаптации и общении: страхи, замкнутость, чувство одиночества и ответственности, неадекватная самооценка, агрессивность.

1 цикл: закрепление за ребенком позиции управляющего, режиссера;

Обучение придумыванию сюжета, объединение предметов по смыслу;

Обучение самостоятельно владеть ролью, образом.

2 цикл: снижение тревожности через закрепление умения решать проблемную ситуацию без опоры на роль-образ.

3 цикл: создание внутренней позиции, способствующей принятию самостоятельных решений.


 

12.Программа: «Развивающие занятия со способными и одаренными детьми»


 

13. Программа: «Учимся думать играя». Задания и упражнения по развитию логического мышления детей 4-5 лет» Автор-составитель О.К.Никифорова.

Дети старшего дошкольного возраста. Подгрупповые занятия.

Количество занятий 15 -20.  Продолжительность занятия — 30 минут. Частота встреч- 2 раза в неделю.

Цель программы:

Развитие внимания, мышления, речи, восприятие, памяти, воображения.

Развитие мелкой моторики руки.


14.«Программа психолого-педагогической профилактики  аффективно эмоциональной сферы ребенка».

1.Программа: «Профилактика детских страхов и тревожности».

2.Программа: «Психопрофилактическая работа по развитию коммуникативных способностей».

Объем первой программы рассчитан на 25 занятий при частоте встреч -2 раза в неделю, объем второй программы рассчитан на 15 занятий, при частоте встреч- 2 раза в неделю.

Продолжительность одного занятия – 30-35 минут. Возможна как групповая, так и подгрупповая форма работы.

Цель: создание благоприятных условий для комфортного пребывания ребёнка в ДОУ. Предупреждение аффективно- эмоциональных нарушений у старших дошкольников.

Задачи первой программы:

1.Снятие эмоционального напряжения.

2.Развитие чувства доверия к ведущему и участникам группы.

3.Повышение уровня рефлексии.

4.Обучение навыкам преодоления страхов.

5.Развитие уверенности в собственных возможностях

Задачи второй программы:

1.Обогащать знания детей об основных эмоциях.

2.Помочь освоению методов эмоциональной разрядки и снижение напряжения.

3.Учить детей находить альтернативу конфликтному поведению.

4.Учить преодолевать конфликтность в общении со сверстниками.

5.Учить глубже понимать чувства и настроения людей.

6.Формировать доброжелательное обращение друг к другу.