Коррекционно-развивающие программы педагога-психолога в ДОУ
1.Программа: «Социально-психологическая, коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста».
Старшие дошкольники, по 30 минут каждое занятие, 20 занятий, частота встреч-2 раза в неделю (разделены на 5 блоков).
Блок 1.
Снятие состояния эмоционального дискомфорта.
Развитие социальных эмоций.
Блок 2.
Коррекция тревожностей.
Формирование социального доверия.
Блок 3.
Гармонизация противоречивости личности.
Формирование адекватной самооценки у детей.
Блок 4.
Коррекция зависимости от окружающих.
Обучение умению самостоятельно решать проблемы.
Блок 5.
Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками.
Развитие навыков общения.
Цель: помочь детям старшего дошкольного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их познавательному и эмоциональному самочувствию, общению со сверстниками.
Задачи по блокам:
-
Снизить эмоциональное напряжение, создать положительное настроение и атмосферу принятия каждого, развить способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое, обучить приемам ауторелаксации.
-
Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов, уменьшить тревожность, воспитать уверенность в себе, снизить эмоциональное напряжение.
-
Корректировать поведение с помощью ролевых игр, учить распознавать эмоции по внешним сигналам, формировать моральные представления, снять эмоциональное напряжение, тренировать психомоторные функции.
-
Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком; прививать новые формы поведения; учить самостоятельно принимать верные решения; учить навыкам самораслабления.
-
Корректировать поведение с помощью ролевых игр, формировать адекватные формы поведения, учить осознавать свое поведение, работать над выразительностью движений, регулировать поведение в коллективе.
2. Программа: «Ребята, давайте жить дружно!».
-
Дети средней группы.10 занятий. Частота встреч -1раз в неделю. 20-25 минут.
Цель: Обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в детском
саду, продвинуть вперед психическое и личностное развитие ребенка.
Задачи:
-Развить чувство принадлежности к группе, дать возможность ощутить себя частью группы.
— Дать ребенку возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе человеком.
— Создать условия для удовлетворения потребности в признании образа самого себя.
— Развить коммуникативные навыки детей, умение согласовывать действия.
— Снятие психоэмоционального напряжения.
— Формировать позитивное отношение к своему «я».
— Научить детей чувствовать, ощущать близость и тепло другого человека.
— Развить ориентацию на позитивную оценку сверстников.
3.Программа: «Психогимнастика в детском саду» Е.А. Алябьева.
Организация психогимнастики для детей с нормой развития и «пограничными нарушениями».
Дети второй младшей группы. 20 занятий. Частота встреч -1 раз в неделю. 20-25 минут.
Цель курса психогимнастики:
1.Обучение детей выразительным движениям.
2.Тренаж узнавания эмоций по внешним сигналам.
3.Формирование у детей моральных представлений.
4.Коррекция поведения с помощью ролевых игр.
5.Снятие эмоционального напряжения.
6.Обучение ауторелаксации.
4. Программа: «Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста».
Старший дошкольный возраст. Частота встреч -2 раз в неделю. 25-30 минут.
В нее включены 3 цикла игр, которые направлены на развитие коммуникативных навыков детей.
Первый цикл – включает в себя игры, основная цель которых – сплочение группы детей, повышение активности, самоценности ребенка (состоит из 4 занятий).
Второй цикл – включает в себя игры, основная цель которых – помочь ребенку осознать собственные чувства, переживания и освоить новые эффективные социально приемлемые стратегии поведения (состоит из 5 занятий).
Третий цикл – включает в себя игры на межличностные взаимодействия через овладение способами установления отношений с другими детьми. Данный цикл состоит из 7 занятий.
Основная цель программы заключается в формировании коммуникативных навыков.
Задачи программы.
-
Развитие социальной направленности детей и восприятие сверстника на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия.
-
Развитие делового сотрудничества и общих игровых интересов.
-
Формирование способности ребёнка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой комнате.
-
Развитие у ребёнка способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства (визуальные, эмоционально-мимические, пантомимические, жестовые, словесные).
-
Развитие способности отражать коммуникативное содержание (отношения между людьми) в речи, играх.
-
Умение актуализировать в общении содержание собственного эмоционального, бытового, игрового, познавательного и межличностного опыта.
5.Программа: «Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста». А.А Осипова.
Дети старшего дошкольного возраста.
Объем программы рассчитан на 20 занятий, при частоте встреч –
2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 25-30 минут. Возможна как групповая, так и индивидуальная форма работы с детьми.
Цель программы: развитие свойств внимания (устойчивость, переключение, распределение, объем, концентрация).
Задачи:
1.Развитие сенсорного внимания.
2.Развитие слухового внимания.
3.Развитие моторно-двигательного внимания.
4.Повышение познавательного интереса.
6.Программа: «Коррекционно- развивающие занятия по подготовке детей к школе». Ю.В. Останкова.
Дети подготовительной к школе группы.
Объем программы рассчитан на 30 занятий при частоте встреч -2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 30-35 минут. Возможна как групповая, так и индивидуальная форма работы
Структура развивающих занятий.
1.Интеллектуально- развивающие игры и упражнения.
Цель: Развитие памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия.
2.Дыхательно- координационные упражнения.
Цель: Активизация и энергетизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.
3.Графические диктанты направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики пальцев.
4. Пальчиковая гимнастика способствует развитию психических функций (внимания, памяти, мышления, речи) а также подвижности и гибкости кистей рук.
7. Программа: «Лесная школа» М.А. Панфилова (коррекционные сказки).
Дети подготовительной к школе группы.
Объем программы рассчитан на 30 занятий при частоте встреч -2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 30-35 минут.
Цели:
1.Ввести ребенка в школьную жизнь через сказку.
2.Помочь ребенку выстроить модель возможных отношений с учителем.
3.Опробовать в безопасной форме разные варианты поведения в значимых для детей ситуациях общения.
Задачи:
1.Формирование положительного отношения к ДОУ.
2.Тренировка положительной школьной учебной мотивации.
3.Предупреждение и снятие страха перед школой.
4.Создание у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции «школьника».
8.Программа:«Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»
И.Л.Арцишевская.
Дети старшего дошкольного возраста.
Групповые занятия можно проводить как в первой, так и во второй половине дня. Продолжительность занятия — 30 минут. Частота встреч- 2 раза в неделю.
Каждое из коррекционных занятий включает в себя игры на развитие внимания, контроля за импульсивностью и управление двигательной активностью, психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения
Задачи:
1.Развитие произвольности и самоконтроля.
2.Развитие наблюдательности, внимания, воображения.
3.Развитие эмоционально выразительных движений.
4.Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
5.Снятие психоэмоционального напряжения.
6.Развитие групповой сплоченности и доверия детей друг другу.
9. Программа: «Работа психолога с застенчивыми детьми» Л.И. Катаева.
Дети старшего дошкольного возраста.
Групповые занятия можно проводить как в первой, так и во второй половине дня. Продолжительность занятия — 30 минут.
Частота встреч- 2 раза в неделю.
Задачи:
1.Преодолеть застенчивость, замкнутость, скованность, нерешительность, двигательно раскрепоститься.
2.Развить язык жестов, мимику и пантомимику, понять что, кроме речевых, существуют и другие средства общения.
3.Познакомить с эмоциями человека, осознать собственные эмоции, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развивать умение адекватно выражать свои эмоции.
4.Развивать навыки совместной деятельности, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
10.Программа: «Ребята и зверята» Кряжева Н.Л.Орел В.Е.Рыжкова З.Л.
11.Программа: «Сказочная шкатулка» Костина Л.М.
Коррекция тревожности методом директивной игровой терапии.
Дети старшего дошкольного возраста, занятий 10, 30 минут, 2 раза в неделю.
Основная цель: коррекция трудностей в адаптации и общении: страхи, замкнутость, чувство одиночества и ответственности, неадекватная самооценка, агрессивность.
1 цикл: закрепление за ребенком позиции управляющего, режиссера;
Обучение придумыванию сюжета, объединение предметов по смыслу;
Обучение самостоятельно владеть ролью, образом.
2 цикл: снижение тревожности через закрепление умения решать проблемную ситуацию без опоры на роль-образ.
3 цикл: создание внутренней позиции, способствующей принятию самостоятельных решений.
12.Программа: «Развивающие занятия со способными и одаренными детьми»
13. Программа: «Учимся думать играя». Задания и упражнения по развитию логического мышления детей 4-5 лет» Автор-составитель О.К.Никифорова.
Дети старшего дошкольного возраста. Подгрупповые занятия.
Количество занятий 15 -20. Продолжительность занятия — 30 минут. Частота встреч- 2 раза в неделю.
Цель программы:
Развитие внимания, мышления, речи, восприятие, памяти, воображения.
Развитие мелкой моторики руки.
14.«Программа психолого-педагогической профилактики аффективно эмоциональной сферы ребенка».
1.Программа: «Профилактика детских страхов и тревожности».
2.Программа: «Психопрофилактическая работа по развитию коммуникативных способностей».
Объем первой программы рассчитан на 25 занятий при частоте встреч -2 раза в неделю, объем второй программы рассчитан на 15 занятий, при частоте встреч- 2 раза в неделю.
Продолжительность одного занятия – 30-35 минут. Возможна как групповая, так и подгрупповая форма работы.
Цель: создание благоприятных условий для комфортного пребывания ребёнка в ДОУ. Предупреждение аффективно- эмоциональных нарушений у старших дошкольников.
Задачи первой программы:
1.Снятие эмоционального напряжения.
2.Развитие чувства доверия к ведущему и участникам группы.
3.Повышение уровня рефлексии.
4.Обучение навыкам преодоления страхов.
5.Развитие уверенности в собственных возможностях
Задачи второй программы:
1.Обогащать знания детей об основных эмоциях.
2.Помочь освоению методов эмоциональной разрядки и снижение напряжения.
3.Учить детей находить альтернативу конфликтному поведению.
4.Учить преодолевать конфликтность в общении со сверстниками.
5.Учить глубже понимать чувства и настроения людей.
6.Формировать доброжелательное обращение друг к другу.